Для всех вагнеровских героев характерно то, что они, так же как Зигфрид и Брюнхильда, любят в полном соответствии с типом спасителя, они жертвуют собой ради любви и умирают. Поражает схожесть между северным Зигфридом и восточным Христом. Христос тоже жертвует собой для блага человечества. Зигфрид является Богом Солнца, а его возлюбленная – Мать Земля, но и Христос тоже является Богом Солнца. Христос умирает на древе жизни; его пригвождают к нему, Христос висит на нём словно плод этого дерева. Христос отмирает подобно плодам дерева и как семя падает на Мать-Землю. Это оплодотворение приводит к образованию новой жизни, к воскрешению мёртвых. Смертью и воскрешением Христа была искуплена вина Адама. Обратимся теперь к вопросу, в чём же состояло наказание Адама и Евы. Они хотели завладеть запретным плодом рая, что делать им запрещалось, так как отведать его можно было только после смерти. Поэтому, когда Бог обрекает Адама и Еву на смерть, то этим он предоставляет им право на запретное наслаждение. То же самое означает и другое наказание, состоящее в том, что Адам осуждается на возделывание земли (матери) в поте лица своего, а Ева – на рождение детей в муках. Что же по своей сути означает это наказание? Это – нанесение вреда индивидууму, так как влечение к продолжению рода приводит к разрушению индивидуума; как видите нет ничего странного в том, что представления о наказании столь охотно принимают сексуальный оттенок.

Чтобы отвратить от себя гнев Господень, богу начинают приносить жертву, то есть, вместо самого себя ему предают другое существо, чтобы самому продолжать существовать (становиться) и дальше. То, что первоначально было самым ценным, замещается менее значительными символами, которые тем не менее продолжают оказывать бессознательной сфере прежнюю службу, так как в бессознательной сфере символ полностью приравнивается к реальности. Самой ценной жертвой был сам Христос, взявший на себя грехи человечества и своей смертью искупивший жизнь людей. Причём Христу вовсе не нужно каждый раз действительно заново умирать за человечество: можно идентифицироваться с Христом, принимая в себя его плоть и кровь в образе хлеба и вина. Этим человек говорит: В результате сегодняшнего соединения с Христом, я принёс требовавшуюся от меня жертву смертью, и эта жертва позволяет теперь мне воскреснуть. Каким именно способом происходит эта идентификация с жертвой (в данном случае с Христом, чью плоть и кровь человек присваивает себе), видно по интересным сообщениям Eysen, которые я здесь приведу[1]. На жертвенных табличках в Мариенкирхе (Гросс-Гмайн, Германия) повествуется о многих несчастных случаях с указанием мотивов жертвующих лиц, желаемых изменениях и приносимой жертвы. Одна из надписей гласит:

«Когда ребёнок, купаясь в ванне, утонул, то мать горюя предприняла следующее, она обручила своего ребёнка с ещё живой жертвой и ребёнок стал опять живым» или «Когда зверь обгадил и разорвал голову ребёнка, то пришлось подыскивать подходящую живую жертву, после чего ребёнок стал здоровым».

При этом жертвенному животному достаётся на долю совершённое прегрешение, а несчастливцу даруется становление. Так было и в другой жертвенной надписи: «Ребёнок, рождаемый умирающей матерью, принесён на крещение, как только отец обручился с живой жертвой». Здесь, впрочем, вместо ребёнка приносится в жертву другой живой объект. Христос, ребёнок, умирающий за отца, является pars pro toto (часть за целое), отец в мгновенье зачатия всеми своими чувствами становится ребёнком: отец всегда есть то, что умирает в ребёнке, и опять же, отец есть то, что в ребёнке обновляется. А с течением времени живые жертвы в виде животных замещаются неживыми символами. Eysen в том же труде сообщает о вазах, выглядящих как человеческие головы. Вазы заполняются зерном и служат средством от головной боли. Этими горшками (называемыми «головка») благословляют, так как их берут от алтаря и ставят на голову страдающему, подобно тому, как накладывают руки, оказывая лечение. Значение «головка» станет ещё понятнее, когда мы узнаем о головах, скопированных со святых, которые, как и Христос, приняли смерть за любовь к человечеству, то есть, умерли жертвами. Такие жертвенные головы, скопированные с головы святого Иоанна, находятся в музее Reichenhall (Eysen). По своей символике это заполненные семенем плоды, раньше полагали, что семенем Христа. Лечение должно происходить посредством оплодотворения, и такое действительно так и бывает: одна из находок J. Arnold`а представляет собой деревянные головы, Arnold рассматривал их в качестве жертв при головной боли и при вступлении в брак. Нахождении рядом двух зол: головной боли и небрачного состояния показывает, что головная боль понималась тут в смысле фройдовского «перемещения вверх», о том же говорит и выбор формы головы для хранения семени. В других местностях глиняные головы использовались в качестве средства от бездетности; эти головы содержали внутри себя три вида злаков – 3 является символом оплодотворения! Вместо формы головы другие жертвенные символы подражали форме внутренностей. В фигуре внутренностей особенно большим изображался больной орган: требуемая Божеством для жизни деструкция и здесь перемещается на что-то другое, на что-то менее ценное. Прекрасно об этом говорит детский заговор: при этом нужно держать, скажем, пострадавший пальчик плачущего малыша и шептать: «Ой, как больно мы сделаем кошке, собаке, зайцу и т., только у бедненького Петечки ничего болеть не может...», и, действительно, у малыша тогда быстро проходит боль. При этом нужно ещё 3 раза сплюнуть через плечо, чтобы не было никакого сглаза. 3 – это символ зачатия, а сплёвывание – эквивалент опрыскивания святой водой, которая отпугивает демонов. По своему существу жертве родственны благоговейные извинения и приветствия: а если при этом ещё и падают на колени или бросаются ничком вниз в ноги властителю, то это будет означать: «Смотри, я предаю свою жизнь в твои руки, я лежу перед тобой уже мёртвым (фантазируемая, инсценируемая смерть), подари же мне жизнь (возрождение). Когда Сиф приходит в рай, чтобы попросить милосердия для своего отца Адама, то он посыпает свою голову землёй. «Ты есть прах и в прах превратишься» - сказал Бог человеку. Посыпая голову землёй Сиф этим говорит, что он уже превратился в прах (погребён в землю, так как она уже находится на его голове). Но путём возвращения к истокам (земля) возникает новая жизнь.

Интересную символику возникновения человека из земли мы встречаем в работе К. Колера[2], на которую я теперь буду опираться. Раввинские древние писания признавали существование на земле полевых и лесных людей, которые могли до самого пупка погружаться в землю, посредством чего они питались из земли. Как говорит Мозес (Моисей) Маймонидес[3] в своих комментариях к Мишне[4], эти человекоподобные существа обладают человекоподобным голосом. На арабском языке их название означает «человечек» или «гном». «По мнению Саломона Бубера это мифическое существо является растением в облике человека, человекоподобная голова которого появляется на свет только после того, как он будет выдернут из земли». Симеон из Симса считает, что это животное ни чем не отличается от ядуа, по форме своей напоминает вьющееся (ползучее) растение, связанное с землёй посредством длинного каната, вырастающего из корня. Ни одно из животных не может приблизиться на расстояние, меньшее чем длина этого каната, без того чтобы не быть тотчас растерзанным. Но разорвав канат, можно убить «человечка»: тогда он ужасно сильно кричит и умирает. Ясно, что это растение-человечек находится внутри земли, словно ребёнок в чреве матери, и связан пуповиной с местом своего происхождения. Как в алгебре в принципе ничего не изменится от того, что мы какую-то величину будем называть α или β, так и бессознательной сфере совершенно всё равно, будет ли изображаться появление ребёнка посредством символики растений или человека. Как мы, называя, например, закон циклов дыхания законом «Траубэ-Херинга», показываем этим равное участие в открытии обоих исследователей, так и бессознательное схожим образом  поступает со своим растением-зверочеловеком и подобными составными образами (см. Фройд. «Истолкование сновидений»). Растение кричит, напоминая этим крик ребёнка при рождении. Этот крик является криком смерти. Пока ребёнок остаётся пребывающим в чреве матери, у него отсутствует самостоятельная жизнь; такое состояние в мифологии называют «фиктивной смертью» или «теневым существованием», как например, в царстве Прозерпины, где человек чувствует отблески жизни или предчувствует её существование, но воспринимается всё это только как тень. В царстве «матерей» не существует ни света, ни тьмы, ни верха, ни низа, здесь вообще полностью отсутствуют любые противоположности, так как ещё не появилась способность дифференцировать первичный материал, праматерию. Только с дифференциацией по пути к самостоятельному организму человек становится обращённым к жизни и смерти (последнюю можно представлять в качестве попятной дифференциации). В самой жизни находится источник смерти, а в смерти – источник жизни. Развитие и появление ребёнка происходит за счёт матери, чаще всего при рождении ребёнка мать подвергается большой опасности. Матери наносится урон. А чтобы она не была полностью уничтожена, необходимо предоставить компонентам смерти какой-либо эрзац матери: необходима жертва. Например, можно выкопать растение (родить его), поливая его при этом кровью жертвуемых животных или уриной. Всё это продукты смерти (урина – выделяемый продукт распада). В древности у евреев существовало растение baarah, излучавшее огонь, а корни этого растения обладали волшебной силой, изгоняющей демонов и духов умерших. Выкапывание этого корня приносило человеку мгновенную смерть, потому и приходилось прибегать для этого к помощи собаки, выкапывающей лапами растение, которое человек поливал уриной и менструальной кровью. Приравнивание урины к менструальной крови говорит о том, что оба этих продукта являются так сказать половыми продуктами[5], скрывающими в себе исцеляющую и плодотворную силу. Аналогичное персидское растение хаома (по Колеру это растительный или древесный человек божественной волшебной силы, которому поклоняются как Богу; хаома является чем-то наподобие древа жизни, вместо хаомы довольно часто фигурирует целительная трава жизни) растирается в ступке по ночам, в полном мраке, с обращением за помощью к Хадес[6], при этом ещё хаому необходимо поливать кровью убитого волка. Хаома могла использоваться для убийства демонов. А выпивание напитка из хаомы наделяет человека качествами бессмертия и плодородия. Так же как Иисус, плод древа жизни, должен умереть, чтобы самому опять воскреснуть и тех, кто полностью идентифицировался с ним, наделить жизнью, так и божественная трава хаома (что-то вроде «дерева-человека») должна быть уничтожена, чтобы превратиться в оплодотворяющий напиток, наподобие того, как Иисус превращается в оплодотворяющее семя. В полном соответствии с опасностью этого растения у арабов считается опасным и возделывание полей[7]. По арабским верованиям каждый год во время сборки урожая один из рабочих должен умереть. Смертоносные качества почвы земли приписываются действиям «земляных людей». Поэтому люди вынуждены поливать поля кровью умиротворяющей жертвы. Земля то играет роль матери, которая кормит человечка посредством пуповины; потому и означает вытаскивание ребёнка из чрева матери рождение, то земля носит на себе плоды (детей), как это мы часто видим на наделяемом мужскими качествами дереве. Я обнаружила, что в символике дерева ребёнок и гениталии совпадают[8], поэтому акт рождения может ещё означать и коитус.

[1] Über einige Votivgaben im Salzburger Flachgau (О некоторых жертвенных надписях в районе Зальцбурга). „Zeitschr. Des Vereins für Volkskunde”, 1901 г.

[2] Доклад по сравнительной мифологии, прочитанный в Цинциннати. Как доклад в виде статьи Seltsame Vorstellungen u. Gebräuche in der biblischen u. rabbinischen Literatur (Редкие представления и обычаи в библейской и раввинской литературе). Archiv f. Religionswissenschaft, XIII том, №1.

[3] Moses Maimonides (1135-1204) – еврейский учёный, придворный врач Саладина (Каир). Маймонидес в своём главном труде изложил талмудические традиции в свете аристотелевской философии и стал посредником на пути передачи арабских знаний в Европу. Большое влияние оказал на Фому Аквинского и его учителя немецкого схоластического теолога, доминиканца Альбертуса Магнуса (1200-1280)

[4] Основополагающая часть Талмуда

[5] Они ведь происходят из одного и того же органа.

[6] Греческий бог подземного царства.

[7] Curtis. Ursemit. Religion im Volksleben des heutigen Orients (пер. на немецкий язык книги «Первобытный семит. Религия в жизни народов современного Востока"). 1903 г.

[8] Соответственно утверждению Штекеля. Похоже, что народ пытается объяснить процесс возникновения ребёнка после коитуса тем, что мужчина вносит внутрь женщины ребёнка.

(продолжение)

Сайт создан в системе uCoz