Теория о рождении людей у Ренатки
Renatchens Menschenentstehungstheorie (Internationale Zeitschrift für ärztliche Psychoanalyse, 1920, стр. 155-57)
Первая записанная мною теория дочери о возникновении людей относится к возрасту четырёх с половиной лет. Этим я вовсе не хочу сказать, что у малышки ранее не было других теорий. Она просто не говорила о них, хотя можно было заметить многое такое, что сведущим человеком вполне бы расценивалось в качестве интенсивной проработки проблемы. Малышка проявляла живой интерес к отверстиям и ямкам. Если кто-то желал рассказать Ренатке увлекательную для неё историю, то в ней обязательно речь шла о отверстиях или ямках. Да и выдумываемые самой малышкой истории не обходились без упоминания о них. Даже игры Ренатки говорили о существовании у неё специфических интересов. Много удовольствия Ренатке доставляло рытьё в земле. Ренатка во что бы то ни было стремилась приподнять дощечку с нашего паркетного пола; вероятно, к этой же области интересов стоит отнести и повышенное внимание к вырезанию. Совсем ещё сонный ребёнок хотел, чтобы ему принесли ножницы и бумагу, после чего часами пребывал наедине с собой, болтая про себя. Мне не нравилось, что при этом она не ограничивалась бумагой, и делала дыры и в своей одежде, в постельных принадлежностях (а то и вообще их попросту разрывала). Следует упомянуть ещё одно своеобразие, учиняемое четырёхлетним ребёнком: выбрасывание и разбивание предметов. Как-то между нами завязался следующий разговор:
Ренатка: «Мама, если Ренатка сейчас упадёт – что потом произойдёт?»
Я: «У тебя может возникнуть очень сильная боль».
Ренатка: «Да нет, что может потом произойти?»
Я: «Ренатка может разбиться».
Ренатка (живо, с нетерпением): «Да нет, нет! Тогда возникнут две Ренатки. А что будет, если каждая из этих двух Ренаток упадёт? Что произойдёт тогда?»
Я: «Тогда из каждой Ренатки появятся ещё по две Ренатки».
Ренатка: «Вот так и возникнет много, очень много Ренаток!»
Теперь нам становятся понятными интересы и дурные привычки ребёнка. Он пытается разобраться в том, как появляются дети ещё задолго до того, как сможет это объяснить. Инститнктивно Ренатка использовала для этого старую символику ям, отверстий, канав. Одновременно девочка разрывала (разрезала) всё, так как хотела иметь много «Ренаток». Тот же самый смысл имело выбрасывание и намеренное разбивание предметов. Ребёнок «инстинктивно» сформировал теорию возникновения детей, которая в случае более низких видов животных действительно соответствует способам продолжения рода. Как и следовало ожидать ребёнок не удовлетворился тем, что придумал. Вскоре последовала огромное количество всё более яснее формулируемых вопросов. Так что мне пришлось объяснить пятилетней Ренатке, что ребёнок возникает в матери из яйцеклетки, причём отец тоже добавляет сюда своё «зёрнышко». Ничего другого я не хотела сообщать Ренатке. В результате новой информации Ренатка создала «каннибальную» теорию оплодотворения и появления детей. Как-то Ренатка сказала мне: «Мама, проглоти меня, только не пережёвывай; тогда ты умрёшь, а я выйду из тебя». Эта фантазия одновременно содержит естественное стремление к мести (убийство матери) в качестве негатива любви к матери, с которой малышка постоянно соперничает и чьё место она пытается занять даже при отсутствии отца. Малышка не раз спрашивала у меня, почему маленькая девочка возникает в матери, а не наоборот, мать – в маленькой девочке. В последние дни девочка говорила: «Я хотела бы, чтобы мама (чья?) умерла, да нет, чтобы она ни жила, ни умирала, я хотела бы чтобы она опять стала маленькой девочкой». Ребёнок всегда рассматривает смерть как возвращение к прежнему состоянию, как новое рождение, да и вообще приравнивает смерть к акту оплодотворения. Ещё одно доказательство того, что в глубинах нашей души мы приравниваем зарождение исчезновению. То, что сегодня вызывает наше отвращение – завтра будет вызывать наслаждение, в полном соответствии с Блойлеровским законом об амбивалентности.