26.7.1875,
Кессвиль/Боденское озеро (кантон Тюргау) – 6.6.1961, Кюснахт (пригород Цюриха)
Отец Юнга
был священником, происходившим из семьи врачей, а мать родилась в семье учителя
иврита. Ещё в шестилетнем возрасте отец обучил К.Г. латыни . Так что поступая
в базельскую гимназию, Юнг
намного превосходил своих сверстников. В детстве он любил уединяться и мечтать.
Да и сам Юнг
говорил о себе, что он «на самом деле состоит из двух различных личностей»,
существовавших сменяя друг друга. Эти переживания своей личностной раздвоенности
(то он прилежный ученик, а то постигает глубины мира и ощущает свою тесную
связанность с Богом) , которые Юнг
всё же никогда не считал патологическими, сопровождали его всю жизнь. В возрасте
83 лет он пишет: «Даже сегодня я продолжаю оставаться одиноким, так как
вынужден узнавать и постигать предметы, которые не доступны другим, да большей
частью люди вообще не желают о них знать».
Не смотря на
свой интерес к спиритуальной сфере Юнг
решает изучать естественные науки, а позднее – медицину. В 1895 году он начинает
учиться в Базельском университете. Когда в 1896 году умирает отец, Юнг
попадает в серьёзные финансовые трудности, и только в результате чужой поддержки
ему удаётся завершить обучение. Во времена учёбы Юнг
серьёзно заинтересовался литературой по спиритизму. Так что не удивляет и
название его диссертации на степень доктора медицины – «Психология и патология
так называемых оккультных феноменов». После чтения руководства по психиатрии,
написанного знаменитым немецким психиатром Рихардом Крафт-Эббингом
(1840-1903) [известен своими работами
по сексологии, в книге Psychopathia Sexualis (1886) описал патологию сексуальных
влечений], Юнг
решает освоить этот предмет и «стать психиатром, так как именно тут я наконец-то
увидел возможность связать мои философские интересы с увлечённостью естественными
науками и медициной, что и стало моим делом на всю жизнь». После получения
учёной степени доктора медицины Юнг
становится ассистентом профессора Блойлера
в психиатрической клинике Цюрихского университета, носящей имя «Бургхёльцли».
Наряду с работой психиатром Юнг проводит здесь эксперименты с вербальными
ассоциациями. Результаты эксперимента описаны им в работе «Исследование
ассоциаций в диагностических целях: работа по экспериментальной психологии»
(Diagnostisches
Assoziationsstudium:
Beiträge
zur
experimentellen
Psychologie”.
1906). Уже в работе об «оккультных феноменах» Юнг ссылался на фройдовское
«Толкование сновидений». По просьбе Блойлера
Юнг
даже публикует на эту книгу рецензию. Юнг
цитирует Фройда
и в своей работе «Психология шизофрении (Psychologie
der
Dementia
praecox,
1906)”. Юнг
обнаруживает, что вытесненные мысли и представления постоянно наделены аффектом
и что комлексы, так он называет вытесненные представления в работе об экспериментах
с вербальными ассоциациями, имеют огромное значение. Проведя зимний семестр
1902/1903 года у Жане
в Париже, Юнг
приходит к выводу о том, что истерогенные комлексы устранимы, в то время как
воздействия комлексов на шизофрению отличаются большей или меньшей устойчивостью.
Не вызывает сомнений, что выводы Юнга
о шизофрении, к которым он пришёл в 1906 году, являются первой попыткой применить
психоаналитическую теорию для понимания психозов. Незадолго до завершения
работой над книгой о шизофрении, Юнг
вступил в переписку с Фройдом.
А до того Юнг
успел стать заведующим отделением (Oberarzt)
клиники, а также приват-доцентом медицинского факультета Цюрихского университета.
В феврале 1907
года Юнг
едет в Вену, чтобы встретиться с Зигмундом Фройдом.
Эта первая встреча, которую Юнг позднее назвал Tour
d’horizon,
продолжалась 13 часов. Для Фройда
был особенно важен контакт с Цюрихской клиникой, контакт с Блойлером
и Юнгом,
так как это было первой признание со стороны официальной, академической психиатрии.
А кроме того для Фройда
было важным то, что к психоанализу обратился психиатр, не являющийся евреем.
В своём письме Карлу Абрахаму
(3.5.1908) Фройд
писал: «Только с появлением Юнга
психоанализ получил возможность избежать опасности оставаться делом исключительно
только для одних евреев». В письме к Абрахаму,
довольно критично относившегося к Юнгу,
Фройд
попросил: «Постарайтесь быть толерантнее и не забывайте, что Вам намного
легче чем Юнгу
следовать за ходом моих мыслей, так как 1) Вы совершенно независимы, а кроме
того Вы более родственны моей интеллектуальной конституции в результате одних
национальных корней, в то время как он будучи христианином и сыном пастора-евангелиста
лишь преодолевая большие внутренние сопротивления может найти путь ко мне».
И не смотря
на то, что Фройд
возлагал на Юнга
огромные надежды , очевидно, что уже тогда у Фройда
были определённые сомнения на его счёт. Людвиг Бинсвангер,
сопровождавший Юнга
в его поездке в Вену, сообщает в своих «Воспоминаниях о Зигмунде Фройде»:
«На следующий день после нашего прибытия Фройд поинтересовался нашими сновидениями
(моими и Юнга).
Теперь я уже не могу вспомнить сон Юнга,
возможно из-за интерпретации, которую дал сновидению Юнга
Фройд.
Фройд
свёл смысл сновидения к тому, что Юнг
хочет низвергнуть его с психоаналитического трона, чтобы самому занять его
место». Бинсвангер
также пишет о том, что Фройд
тотчас довольно сильно стал доверять Юнга,
увидев в нём своего научного «наследника». Нет никакого сомнения в том, что
для Юнга
такое большое доверие со стороны Фройда
было тягостным. Юнг
выл вовлечён таким путём в эдиповскую ситуацию, с которой он не мог справиться
до конца. Перед совместной поездкой в Америку в 1909 году, перед самым отъездом
Фройд
впервые упал в обморок в присутствии Юнга.
Было это 20 августа 1909 года в Бремене. Сам Фройд
объяснял происшедшее бессознательными факторами сложившихся отношений с Юнгом.
Фройд
считал, что это обморок был реакцией на желания его смерти, которые испытывал
Юнг.
И действительно положение наследника и так сказать любимого сына Фройда
вполне могло спровоцировать у Юнга
такие желания, так как он одновременно должен становиться независимым от фигуры
отца. Это может быть одной из причин того, почему Юнг
создаёт свою собственную психологию, довольно сильно расходящуюся с фройдовским
подходом. Второй обморок случился с Фройдом
в ноябре 1912 года в Мюнхене, в тот период, когда отношения между Фройдом
и Юнгом
были очень напряжёнными и уже можно было предсказать их разрыв. Фройд
объяснял этот второй припадок вытесненными агрессивными желаниями по отношению
к Юнгу.
Юнг
рассказывал, что в путешествии через Атлантический океан Фройд
рассказал ему один из своих снов, а когда Юнг
попытался проинтерпретировать этот сон и спросил у Фройда
о его ассоциациях на сон, Фройд
бросил на него очень недоверчивый взгляд и сказал, что не может рисковать
своим авторитетом. Этот момент как раз и стал тем поворотным пунктом, после
которого Фройд
перестал быть для него авторитетом. Но отношения между Фройдом
и Юнгом
могли быть обременены и тем, что Юнг
вступил со своей первой проанализированной пациенткой Сабиной Шпильрейн
в любовные отношения. Об этом Юнг
сообщил Фройду
сначала в завуалированной форме, а потом и открыто. Вначале Фройд
пытался насколько мог поддержать Юнга
и всё замять. С октября 1911 г. по март 1912 г. Сабина жила в Вене, где посещала
заседания Венского
психоаналитического общества (WPV)
и стала его членом.
По желанию Фройда
в журнале Jahrbuch
für
Psychoanalyse
Юнгом
была опубликована работа Сабины Шпильрейн
«Деструкция
как причина возрождения».
В этой работе Сабина Шпильрейн
выступает в роли первого теоретика, обратившегося к влечению смерти. Это заставило
Фройда
рассмотреть возможность введения в психоанализ концепции влечения к смерти.
Сабина Шпильрейн,
находившаяся в переписке с Фройдом,
при прояснении своих отношений с Юнгом,
рассказала о фантазии, что она хотела родить от Юнга
ребёнка, который бы имел христианско-иудейских предков. И имя у него должно
было быть Зигфрид. Психоаналитик Бруно Беттельхайм истолковал этого
ребёнка в качестве символа не только отношений между Юнгом
и Шпильрейн,
но и отношений между Фройдом
и Юнгом.
Сабина Шпильрейн,
позднее ставшая одним из первых психоаналитиков Советского Союза, не один
раз пыталась своими письмами примирить Фройда
и Юнга
после разрыва отношений между ними. Она не уставала им показывать, что между
ними существует больше общего, чем различий. Так, например, Сабина Шпильрейн
писала Юнгу,
что ему удастся великолепно понять Фройда,
если только он этого действительно пожелает, то есть попытается убрать свои
эмоции. В первые годы после посещения Фройда
в Вене Юнг
был ярким приверженцем Фройда,
представившим в целом ряде работ классический психоанализ, ни на йоту не откланяясь
от идей Фройда.
В 1908 году
Юнг
провёл в Зальцбурге первый «Международный конгресс фройдовской психологии»,
а на «Международном конгрессе по психиатрии и неврологии» прочитал доклад
о фройдовской теории истерии. Наиболее значительная работа в этот период –
появившаяся в 1909 году стать «Значение отца для судьбы конкретного человека»
(Die
Bedeutung
des
Vaters
für
das
Schicksal
des
Einzelnen”.
В этой статье Юнг
пока полностью придерживается концепции о сексуальной этиологии психических
расстройств. В 1910 году на втором Психоаналитическом конгрессе Фройд
по совету Ференци
решает учредить Международное Психоаналитическое общество. Фройд
считал, что психоанализ только проиграет, если центром психоаналитического
движения будет Вена. Фройд
предпочитал в этом деле Цюрих и считал, что на роль президента создаваемой
«Международного Психоаналитического общества» более всего подходит Юнг.
В появившейся в 1914 году статье «Об истории психоаналитического движения»
Фройд
пишет, что он решил наделить авторитетом более молодого человека, что всё
говорило за то, что таким и является Юнг
со «своей поражающей одарённостью, с уже сделанными работами в области
психоанализа, со своим независимым положением и огромной энергичностью, составлявшими
суть его личности». Фройд
говорит о том, что Юнг
был готов поддерживать с ним дружеские отношения и ради этого отказаться от
своих расовых предубеждённостей, которые он имел. И с некоторой горечь Фройд
добавляет, что выбор его оказался неудачным, так как Юнг
не мог выносить заслуг других, и ещё меньше был способен к тому, чтобы самому
заслужить авторитет. Вся его энергия исчерпывалась бесцеремонным преследованием
своих собственных интересов. В Нюрнберге Юнга
выбрали президентом. Члены Венского Психоаналитического общества довольно
неодобрительно отнеслись к происходящему. Венская группа была решительно против
предпочтения швейцарцев и Юнга.
Одно из немногих, что досталось венцам, - так это редактирование (Адлер
и Штекель)
нового журнала Zentralblatt
für
Psychoanalyse”.
В 1912 году
Юнг
опубликовал книгу «Метаморфозы и символы либидо. История развития мысли».
Идеи этой книги вначале были высказаны в его лекциях в нью-йоркском Fordham-University.
Ещё там Юнг
говорил о коллективном бессознательном. Серьёзной критике книга Юнга
подвергнулась со стороны Ференци (Internationale
Zeitschrift
für
ärztliche
Psychoanalyse).
Ференци
обратил внимание на то, что Юнг
практически полностью отказался от психоаналитического понятия «либидо»; что
из-за игнорирования фройдовского понятия о «бессознательной сфере» Юнгом
делаются существенные изменения в аналитической технике. Юнг
делает акцент в лечении на том, чтобы показать пациентам путь возвращения
в реальность, от которой они прежде в страхе отворачивались. Придерживаясь
фройдовской точки зрения Ференци
указывает на то, что юнговские призывы к разрешению жизненных задач делают
для больных ещё более мучительной их неспособность разрешать свои проблемы.
Ференци
критиковал Юнга
и за то, что уходя от фройдовских понятий «либидо» и «бессознательное» тот
вводит в психоанализ новый подход к сновидениям. Юнг
перестаёт усматривать функцию сновидения в реализации желаний. Главное в сновидении
по Юнгу
внутреннее предвидение серьёзных задач на будущее. Под конец Ференци
делает вывод, что по многим местам в книге Юнга
видно, что речь здесь больше не идёт о науке, опирающейся на опыт, что перед
нами попытка осуществить философское обобщение. Для этого Ференци цитирует
следующие слова из работы Юнга:
«Такой подход приводит нас к понятию либидо, которое идёт за границы естественно-научных
исследований, приводя к философским взглядам».
Резкая критика
Ференци
взглядов Юнга
показывает, насколько последний отклонился в своих теориях от идей Фройда
и насколько велико было отчуждение между Фройдом
и Юнгом.
Ещё более отчётливым
разрыв стал заметен на 4. Международном Психоаналитическом конгрессе в Мюнхене,
прошедшем в 1913 году. Юнг
председательствовал довольно грубо и некорректно. Как сообщал Фройд,
Юнг
ограничивал доклады по времени неимоверно увеличивая время, отведённое на
дискуссии. И не смотря на это Юнга
опять выбирают президентом. Это была последняя встреча между Юнгом
и Фройдом.
О ней Фройд
писал: «Мы расстались друг с другом, не испытывая никакого желания когда-либо
встретиться вновь».
Спустя месяц
после мюнхенского конгресса Юнг
сложил с себя обязанности издателя Jahrbuch
für
Psychoanalyse,
а в апреле 1914 года и полномочия президента Международного Психоаналитического
общества. Фройду
пришлось пережить и то, как в качестве реакции на происшедшее вся цюрихская
группа вышла из Международного Психоаналитического общества. Свое новое психотерапевтическое
направление Юнг
назвал «Аналитическая психология». Пути классического психоанализа и Карла
Густава Юнга
разошлись. Какой мощный эмоциональный заряд носил этот конфликт, как он переживался
Юнгом
и какие проблемы при этом играли особенно большую роль, видно по тому, что
в 1933 году Юнг
согласился стать президентом «Международного медицинского общества по психотерапии»
(Internationale allgemeine ärztliche
Gesellschaft
für
Psychotherapie”),
а также издателем его журнала Zentralblatt,
журнала, который был проникнут духом новой «немецкой» психотерапии, и особенно
после захвата власти в Германии национал-социалистами. Тогда, в 1934 году
Юнг
опубликовал там статью «Арийская и иудейская психотерапия», в которой попытался
привести доказательства неприемлемости лечения пациентов, не являющихся евреями,
средствами классического психоанализа. Хотя в более поздних своих работах
Юнг
и признавал каузальный (причинно-следственный) подход Фройда,
он тем не менее продолжал предпочитать теологический принцип рассмотрения
психических явлений (принцип, ориентирующийся на целесообразность и целенаправленность
явлений), так как он приводит к лучшему пониманию жизни. Один из главных тезисов
Юнга
это то, что психика имеет не только прошлое, но и будущее и что исследования
психической жизни должны вскрывать не только то, откуда человек пришёл, но
и в каком направлении он идёт в будущее. И потому-то Юнг
и упрекал классический психоанализ в фатализме. Юнг подчёркивал
творческую направленность сновидений на будущее, рассматривая их как один
из главных путей для развития личности.
Разрыв между
Фройдом
и Юнгом
в определённой мере был неизбежным. Уж слишком сильно различались личности
более старшего Фройда
и более молодого К.Г. Юнга.
Начавшееся ещё в юности увлечение оккультными и мистическими идеями, интенсивное,
серьёзное изучение мифологии увело Юнга
в сторону от строго рационализма Фройда.
А сюда ещё добавьте соперничество и стремление к независимости со стороны
Юнга,
который чувствовал, что Фройд
навязывает ему роль сына. Не без влияния оказывается и амбивалентная установка
Юнга
по отношению к иудаизму, которая так и не была до конца разрешена.
Юнг
сыграл огромную роль на начальном этапе психоаналитического движения. Юнг
был одним из первых преподавателей университета, воодушевившихся новыми теориями
и идеями Фройда.
В тесте вербальных ассоциаций Юнгу
по меньшей мере удалось подтвердить достоверность фройдовской гипотезы о существовании
вытеснения. Юнг
пытался применить теорию психоанализа и его технику к шизофрении, будучи убеждённым
в том, что психозы можно лечить психотерапией. Какое-то время Юнг
был неутомимым пропагандистом психоанализа на психиатрических конгрессах.
Да и работа Юнга
«Метаморфозы и символы либидо» послужила для Фройда
стимулом изменить свою теорию либидо. Фройду
пришлось отвести проблеме нарцизма большую роль и в своей статье «О введении
понятия “нарцизм”» ввести новые теоретические идеи, чтобы опровергнуть
взгляды Юнга.
Личность и направленность научных интересов Юнга
полностью убеждают в справедливости слов Людвига Маркузе:
«Юнг
был великим учеником Фройда,
попытавшимся путём дипломатии примирить мир с психоанализом». А то, что
такое нельзя было осуществить без отказа от фундаментальных положений психоаналитической
теории, Фройд
не мог простить Юнгу.
Это и было одной из причин непримиримого разрыва отношений. Из судьбы первой
проанализированной Юнгом
пациентки, Сабины Шпильрейн,
судьбы, которая частично была прожита и самим Юнгом,
чтобы реализоваться самому, можно сделать вывод, что для исследователя Юнга
путь самореализации под конец занял доминирующее положение, реализуясь в общих
целях созданной им аналитической психологии, причём как в теории, так и на
практике.
В журнале Wege
zum
Menschen
об этом пишет Отто Хэндлер:
«Вспоминая о Карле Густаве Юнге
нельзя избавиться от впечатления сильной личности. Личность Юнга
привела не только к гигантскому творению, но она же является ключом к пониманию.
Редко кто был ещё столь естественен, жизнелюбивым и непосредственным. Он принимал
людей, предметы и идеи в том виде, в каковом они существовали, и потому всегда
это были подлинные встречи. Такой подход к миру связан с огромной впечатлительностью
и глубокой страстностью». К.Г.Юнг
успел ещё увидеть открытие своего собственного Института аналитической психологии
в Цюрихе. Умер Юнг
6 июня 1961 года в Кюснахте.
(Перевод
сделан по книге Х. Лойпольд-Лёвенталя
«Руководство по психоанализу», Вена, «Orac»,
1986 г., стр. 124- 130)
Copyright © 2001 Николаев Виктор И.и Людмила
Ф. Бугаёва. All rights reserved.
Revised: февраля 14, 2004 г.