Сабина Николаевна Шпильрейн

Сабина Рихебехер


Шпильрейн -русская еврейка, врач, пионер психоанализа
Сабину Шпильрейн (1885-1942) чаще всего представляют как очень юную женщину, пациентку и подругу К. Г. Юнга, ставшую позднее психоаналитиком. Однако она не только практически занималась психоанализом, но и активно повлияла на теоретическое и организационное развитие психоанализа.

До 1980 года имя Сабины Шпильрейн встречалось в психоаналитической литературе только в виде четырёх сносок в произведениях Зигмунда Фройда. А ещё она несколько раз упоминается в переписке Фройда и Юнга, изданной в 1974 году. Это теневое существование меняется после того, как в конце 70-ых годов при реставрационных работах в подвале Дворца Вильсона (Женева) была обнаружена картонная коробка с необычайно интересными материалами из начального периода развития психоанализа. Об этом сообщили юнгианскому психоаналитику Альдо Каротенуто, и он тотчас оценил значимость находки. А речь шла о переписке Сабины Шпильрейн с Зигмундом Фройдом, а также о её дневниках за 1909-12 годы.
Не бывает безвинных документов, да и каждая эпоха на свой лад читает документы. Тогда, двадцать лет назад, огромный интерес вызвало открытие любовной связи между Юнгом и Шпильрейн, вызываемый отчасти тем, что вначале не могли быть опубликованы письма Юнга. А в результате оказался искажённым портрет Сабины Шпильрейн, не была замечена её оригинальность, огромная одарённость и большие творческие способности, позволившие её опубликовать много теоретических и клинических работ и благотворно повлиять на несколько важных центров психоанализа. Фактически Сабина Шпильрейн принадлежит к пионерам первой ступени, вызвавшим международный подъём психоаналитического движения.
Шпильрейн читала лекции в Институте Jean-Jacques-Rousseau в начале 20-ых годов и проводила обучающие анализы. Наверное, самым известным её анализандом был швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший развитие детей. После возвращения в Москву (1923) Шпильрейн основала совместно с Иваном Дмитриевичем Ермаковым и Моше Вульфом первый Институт психоанализа в Советском Союзе. Это был первый в мире государственный психоаналитический обучающий институт. Под защитой Троцкого русский психоанализ в начале 20-ых годов какое-то небольшое время сенсационно расцвёл. Институту была предоставлена внушительная вилла в еврейском стиле – сегодня музей Горького. С 1921 по 1924 в Лаборатории-детдоме психоаналитического института проводились эксперименты по свободному воспитанию маленьких детей в условиях коллектива, послуживших прообразом социалистических детских садов с анти-авторитарным воспитанием, возникавших по частной инициативе в 1968 году. Типографии большевиков печатали произведения Фройда.

1. Детство в России
Сабина Шпильрейн была первым ребёнком купца Еврея Нафтулы Аркадьевича Шпильрейна и его жены стоматолога Евы Марконы Люблинской. Сабина родилась 7 ноября 1885 года в городе Ростове-на-Дону. Город располагается на Чёрном море, немного восточнее так называемого района поселения евреев, созданного примерно в 1800 году русским правительством и простиравшимся от Риги на севере до Одессы на Юге.
В соответствии с положением в доме Шпильрейн был большой обслуживающий персонал. Кроме Сабины у супругов Шпильрейн были три сына: Жан, Исаак, Эмиль и дочка Эмилия. Записи 11-летней Сабины показывают, что воспитанию детей придавали большое значение. Была няня, была частная учительница, которая готовила детей к поступлению в гимназию, а ещё была учительница по музыке. Дети говорили на нескольких языках. В соответствии с несколько радикальными представлениями о воспитании отца в семье в зависимости от дня недели говорили на разных языках: на немецком, французском, английском, русском.
С осени 1896 года Сабина стала посещать 8-летнюю женскую гимназию имени императрицы Екатерины II в Ростове, которую с отличием заканчивает в 1904 г. А что будет дальше? Сабина желает изучать медицину; дедушка, раввин, ещё несколько лет назад освятил её желание. Но в русской империи существует лишь несколько учебных мест для женщин. А кроме того еврейское население подвергается дискриминации национальной политикой правительства, в прошлом году прошли кровавые погромы евреев. Политическое положение предреволюционной, царской России были обострены, а репрессивные меры со стороны власти по отношению к университетам принудили многих молодых людей учиться за границей.
О замужестве, чтобы стать русской Эффи Брист, об этом не могло быть и речи. Поэтому после окончания школы Сабина едет вначале к родственникам в Варшаву. Ей восемнадцать лет. Она не знает что делать с собой и с окружающим её миром. Она оказывается в тяжёлом психическом состоянии, которое сегодня мы бы назвали подростковым кризисом. Но в то время такая точкая зрения возрастной психологии и психоанализа ещё не учитывалась. Ситуация, складывающаяся дома в отношениях с молодой женщиной становилась невыносимой, и родители Шпильрейн вынуждены были искать медицинскую помощь за рубежом. В начале лета 1904 года они едут с дочерью в Швейцарию.
После многих окольных путей и разочарований семья оказывается в Цюрихе, где в одном из аристократических отелей Baur en Ville (Paradeplatz) они проживают. Здесь болезнь девушки принимает такие формы, что родители уже не могут ей помочь. Вечером 17 августа Сабину Шпильрейн в возбуждённом состоянии доставляют в кантональную психиатрическую больницу Бургхёльцли. Здесь её лечением занимается заместитель главного врача – К.Г.Юнг, которому 30 лет, он женат.
Сабина Шпильрейн молода, образована, воспитана. А кроме всего прочего она хорошо говорит по-немецки и в общем-то не настолько больна, как другие пациенты. Можно считать большой удачей то, что по ошибке она попадает в Бургхёльцли, которой заведует Блойлер и где заинтересованы новым методом лечения – психоанализом. Сабина попадает в окружение, которое серьёзно относится к ней, побуждая её заниматься научной деятельностью и чтением. Ей идёт на пользу избавление от возбуждённо-драматического семейного климата. Разговоры о Фройдовском методе, которые ведёт с нею Юнг, помогают Сабине прийти в себя. Она быстро успокаивается и уже спустя несколько недель помогает своему терапевту в научной работе. В октябре Блойлер сообщает отцу «радостную весть, что госпожа Шпильрейн решила следующей весной начать изучать в Цюрихе медицину».
Такой ход событий свидетельствует, что Сабина ни в коем случае не было тяжело больной пациенткой, в чём нас пытаются убедить сегодняшние психоаналитики, например, Каротенуто, Бруно Беттельхайм или Max Day. Сабина смогла воспользоваться ситуацией в Бургхёльцли и сформировала для себя цели, соответствующие её склонностям и одарённости. Ей удалось быстро преодолеть подростковый кризис. Вскоре Сабина – ещё будучи пациенткой, помогает в клинике в исследованиях больных, уточняет диагнозы, вместе с врачом принимает больных.


2. Изучение медицины в Цюрихе

Весной 1905 года Сабина Шпильрейн записывается на медицинский факультет Цюрихского университета и снимает комнату в одном из многочисленных пансионов в Plattenquartier, который население Цюриха окрестило «русской колонией». Стало вполне обычным то, что русские подданные учатся в Цюрихе, да и вообще в Швейцарии. Большинство из этих студентов, особенно женщины, нищенски бедны. Хотя Сабина Шпильрейн не испытывает никаких финансовых трудностей, её годы учения в Цюрихе трудны и затенены проблемами, связанными с её отношением к Юнгу. А оно явно изменилось, стало сложнее, постоянно смещаясь от терапевтических отношений к заидеализированным отношениям учитель-ученица, от дружбы к любви. Обсуждаются научные идеи и проекты, происходит обмен письмами, поцелуями и подарками. Юнг просит Шпильрейн подарить ему фотографию, а подарок Юнга – репродукция картины Сегантини «Ave Maria a transbordo», висит над клавиром в комнате Шпильрейн. – В зимнем семестре 1910/11 Сабина Шпильрейн завершает обучение медицине. В своей диссертации она исследует «психологический материал случая шизофрении (dementia praecox)». Речь идёт о первой психоаналитически ориентированной диссертации, написанной женщиной. Хорошо видны вербальная тонкость и одарённость в выявлении и расшифровке бессознательных психических процессов. Фройд и Юнг тронуты оба и в одной и той же степени. Работа публикуется в «Jahrbuch fur psychoanalytische und psychopathologische Forschungen» (1911) и она вообще оказывается первой диссертацией, написанной женщиной на психоаналитическую тему.
Летний семестр Шпильрейн проводит в Мюнхене, где она изучает историю искусств и совершенствует своё музыкальное образование. В эти месяцы Сабина пишет объёмную метапсихологическую работу, тема которой отнюдь не случайна. Шпильрейн создаёт теорию в соответствии с которой сексуальное влечение состоит из двух антагонистических компонентов, а потому его можно в равной степени назвать как «возрождение», так и «деструктивное влечение». – «Деструкция как причина возрождения» тоже публикуется в «Jahrbuch», журнале, пользующимся хорошей репутацией.
А осенью Шпильрейн возвращается в Вену, к Зигмунду Фройду. Она становится членом Венской психоаналитической ассоциации. Теперь ей двадцать пять лет. Протоколы ассоциации показывают, что она живо участвует в дискуссиях, несколько раз и сама делает доклады. В журнале «Zentralblatt fur Psychoanalyse» появляется её первая работа по детскому анализу. Фройд начинает ценить Шпильрейн и даже посылает ей пациентов. Но на жизнь этого далеко не достаточно. В апреле 1912 Сабина Шпильрейн возвращается в Ростов и выходит замуж за русского врача-еврея Павла Наумовича Шефтеля.
Супружеская пара Шефтель-Шпильрейн переселяется в Берлин, где в декабре 1913 Сабина рождает свою первую дочь – Ирму Ренату. А вскоре после начала Первой мировой войны мы опять встречаем её в Цюрихе. А уже отсюда она перемещается дальше, в Западную Швейцарию. На VI Международном Психоаналитическом конгрессе в Den Haag, состоявшемся в 1920 году, Шпильрейн делает доклад «Возникновение и развитие речи», она создаёт увлекательную теорию о значении материнской груди и сосания для формирования психики ребёнка. Этот доклад теоретически предвосхищает позднейшие идеи Меляни Кляйн о «доброй» и «злой» груди. На групповом фото участников коггресса мы видим Сабину во втором ряду, справа, с модной короткой стрижкой.
Последние три швейцарских года Сабина Шпильрейн проводит в Женеве. Она вновь заниматься научной деятельностью: несколько статей появляются в профессиональных журналах, читает лекции о психоанализе и воспитании в Институте Руссо. Она работает с пациентами и проводит обучающие анализы, а среди её анализандов мы встречаем и Жана Пиаже. Шпильрейн пишет фрагмент романа и пытается проявить себя в роли театральной критика в «Journal de Geneve». Однако всего этого оказывается недостаточно для сносного существования. Да и контакты с женевскими коллегами отнюдь не отличаются теплотой. Осенью 1923 Сабина Шпильрейн покидает Швейцарию, чтобы несколько месяцев провести в России, посетить свою семью и коллег. Однако в Швейцарию она больше уже не возвратится.
В найденном недавно личностном опросном листе советского народного комиссариата просвещения, «Наркомпрос», мы видим, что в сентябре 1923 у Шпильрейн три должности: научная сотрудница Государственного Психоаналитического института в Москве, врач-педолог в городке Третьего интернационала (что-то в виде детской деревни), а также руководитель секции детской психологии в Первом Московском университете. С падением Троцкого для русского психоанализа наступает мрачный период преследований. Шпильрейн возвращается в свой родной город. До 1933 она числится в списке членов Русского Психоаналитического общества. После этого психоанализ запрещён в Советском Союзе.


3. Забвение

Братья Шпильрейн были довольно успешными учёными. Все три были арестованы в ужасном времени Сталина и погибли в Гулаге. Да и Сабину Шпильрейн ожидал трагический финал. В качестве важного стратегического пункта во время Второй мировой войны Ростов дважды оккупировался немецким вермахтом. Когда гитлеровская армия во второй раз оккупировала город 27 июля 1942 года, погибли десятки тысяч мирных граждан. Сабину Шпильрейн в последний раз соседи видели летом 1942 года. Опираясь на обеих своих дочерей Ренату и Еву, она шла в группе евреев к окраине города. И там, в глубоком овраге, называющемся в Ростове «Змеёвской балкой», они были расстреляны.
В сравнении с другими науками и профессиями психоанализ гораздо шире открыт к участию женщин. Особенно это относится к раннему развитию психоанализа, когда путь от статуса анализанда до профессии психоаналитика не был слишком длинным и необычным. Хотя в описаниях развития психоаналитического движения Вы напрасно будете пытаться отыскать имя «Сабина Шпильрейн». В классическом труде «Зигмунд Фройд» (1953), написанном Эрнстом Джонсом она ни разу не упоминается; в Opus magnum «Фройд» (1987), написанном Peter Gay, она лишь на короткий миг упоминается в связи с фройдовской концепцией влечения к смерти. Nancy Chodorow, которая специально занимается «вкладом женщин в психоаналитические движение и терапию» (1987), вообще забывает о Шпильрейн.
А учитывая объём публикаций Шпильрейн (их более тридцати, причём некоторые из них имеют большую ценность) это более чем странно. К тому же это вообще была первая женщина, которая стала публиковать работы на психоаналитические темы, причём сразу в довольно представительном журнале, в «Jahrbuch». Пионерские достижения Шпильрейн в области детского анализа до сегодня остаются без внимания. В психоанализе и до, и после Фройда основательницей детского анализа считается дочь Фройда Анна, правда, иногда называется Меляни Кляйн. Фактически же первую работу по детскому анализу во всей истории психоанализа опубликовала Шпильрейн (1912). И только десять лет спустя появилась первая работа Анны Фройд. Но к этому времени уже было опубликовано двадцать пять работ Шпильрейн, и десять из них на темы детского анализа. Мы должны задаться вопросом: какие силы здесь задействованы, силы, защищающие психоанализ от воспоминаний и приводящие к созданию мифов о его происхождения?


4. Вытеснение

Психоаналитическая концепция вытеснения покоится на аксиоме, что прежнее событие А подвергается переработке более поздним событием В. И в результате событие А приобретает новый смысл, производя теперь патогенное воздействие. Для этого явления было придумано понятие «последействие». Но проблему вытеснения можно связать и с самой историей психоанализа. Можно сказать: вначале Сабина Шпильрейн была забыта. Для этого было предостаточно причин. Её персона, её имя в истории психоаналитического движения неизбежно связаны с травматическим разрывом Фройда и Юнга в 1913 году. А кроме всего этого Шпильрейн была самостоятельно и довольно своеобразной персоной, которую не просто так было использовать в качестве аппарата психоаналитической организации. В патриархальных структурах организованного психоанализа она постоянно провоцировала отвержение; не мог её терпеть Эрнст Джонс, президент Международной Психоаналитической ассоциации. К тому же имя Шпильрейн затрагивало вопросы научного приоритета, вызывая соперничество дочери Фройда Анны.
Публикация дневников и переписки, а также научных работ Шпильрейн, осуществлённая в восьмидесятых годах отнюдь не стала для психоанализа поводом к припоминанию. От такового скорее всего уклонялись. Задним числом даже пытались наделить Шпильрейн диагнозом, тяжёлым расстройством психики, означавшим психотический разрыв с реальностью. Так например Альдо Каротенуто говорит о «явном шизофренном эпизоде», а Бруно Беттельхайм о «шизофренном расстройстве» или о «тяжёлой истерии с шизоидными чертами»; Max Day говорит о «borderline». При этом охотно опираются на К.Г.Юнга, который доложил о «случае Шпильрейн» на Международном конгрессе по психиатрии и неврологии (Амстердам, 1907) в искажённой, односторонней форме. Тогда для Юнга всё завершилось фиаско, а на Шпильрейн ещё и сегодня это сказывается отрицательно.
Так что мы оказываемся перед своеобразным итогом, что психоанализ, базирующийся на прочной вере в целебную силу припоминания, упорно сопротивляется припоминанию своей собственной истории. А традиционная опора на неправильный диагноз, которым Сабина Шпильрейн награждена «задним числом», способствует тому, чтобы в агиографии (исследование и описание жизни святых) психоанализа всё оставалось по старому.

28 июля 2001

Сайт создан в системе uCoz